Роспись потолков

Создание расписного плафона наша мастерская осуществляет в двух техниках: живопись акрилом непосредственно на поверхности потолка и наклейка холста с масляной живописью. Выбор того или иного способа обуславливается, главным образом, уровнем сложности предстоящей композиции.
Процесс росписи потолков
Процесс живописи акриловыми красками на потолке, своде – одна из самых сложных художественно-декоративных работ. Живописец постоянно находится в неудобном положении, что вызывает быстрое утомление, снижает скорость выполнения заказа, а также делает невозможной разработку изощрённых композиций. Однако имеется множество достоинств и у этой техники. Акрил быстро сохнет, со временем он не теряет своей насыщенности и чистоты тона, не блёкнет, не темнеет.
Процесс росписи потолка родственен работе на стене (подробнее в разделе «Роспись стен»). Утверждаются эскизы (масштаб 1:10), создаются кальки с контурным рисунком будущей картины. Затем подготавливается поверхность, выравнивается, грунтуется (то же делается и перед наклейкой холста). Для осуществления работ в помещении под всей площадью плафона сооружаются специальные леса, а также целлофановая камера, которая защитит стены и предметы мебели от загрязнения.
Мы можем предоставить несколько вариантов сюжетов для создания потолочных панно. Это непосредственно небо, композиции с фигурами и элементами архитектуры, орнаментальные мотивы. В исполнении последних мы почти никогда не пользуемся трафаретами – наши узоры на потолок слишком сложны и тонки для этого, поэтому весь их рисунок делается вручную.
Плафонная живопись имеет свои особые технические секреты, отличающие её от стенной росписи. Создание сложной многофигурной композиции на вогнутой поверхности свода требует применения особых приёмов художественной росписи потолков – в противном случае изображение может оказаться искажённым. В плафоне помещения с очень высокими потолками следует учитывать расстояние и его влияние на зрительное восприятие. Соответственно художники используют такой приём как курватура – мелкие, плохо заметные, элементы гротескно увеличивают, пропорции нарочно изменяются, чтобы компенсировать искривления изображения. Светотень в монументальном искусстве делается контрастнее для создания более яркого визуального эффекта.
После завершения живописной части работы произведение покрывается специальным лаком, который способствует лучшему сохранению росписи.
Работа на холсте масляными красками и последующая наклейка полотна на потолок позволяет создавать более сложные композиции – над станковой картиной (подробнее смотрите в разделе «Станковая живопись») художник работает в своей студии, в более комфортных условиях. Масляная живопись, в отличие от акрила, даёт возможность сложной моделировки формы, отличается большим разнообразием тонов.
Чрезвычайно важно качество холста – мы сами его подготавливаем, грунтуем.
Монтаж холста с готовой картиной на месте – очень сложный и физически тяжёлый процесс, в котором участвуют не менее пяти-шести человек. Свёрнутый в свиток холст, весьма тяжёлый как из-за размера, так и слоя масляной краски, поднимают по лесам к потолку, а затем начинают, постепенно разворачивая, медленно наклеивать специальным клеем на поверхность.
Процесс наклейки холста
После предшествующей транспортировки и наклейки могут образоваться утраты, которые потом шпаклюются, подкрашиваются. Края холста маскируются декоративным гипсовым молдингом (накладная выпуклая планка). Вся работа на объекте занимает приблизительно шесть-восемь дней.
Одно из преимуществ плафона с холстом –возможность создания эффекта «состаренности», нанесения декоративных трещинок-кракелюр (подробнее об этой технике в разделе «Станковая живопись») на поверхность картины.