Станковая живопись
Создание художниками живописных произведений
Говорящий за себя термин «станковая живопись», подразумевает самостоятельные произведения, созданные на художественном мольберте (т.н. станке). Существует несколько станковых техник, мы предпочитаем две из них – это живопись масляными и темперными красками на холсте.
Картина маслом на холсте
Преимущество техники масляной живописи очевидно. Прежде всего, она отвечает целям, которые ставит перед собой наша компания – главным образом мы занимаемся созданием произведений в европейских и академических традициях, пишем копии картин известных художников, когда преобладала и ценилась именно масляная живопись, известная в Европе с XV столетия, изобретённая нидерландским живописцем Яном ван Эйком. Масляные краски отличаются большой устойчивостью, насыщенным тоном, богатым цветовым спектром, они обладают возможностями тщательной и глубокой моделировки формы. Поэтому если Ваши предпочтения коренятся в любви к реалистической живописи, то только красочные пигменты, связующим которым служат масла, помогут осуществить Ваши замыслы.
Работа над произведением в технике масляной живописи ведётся долго. Мастер накладывает краску слоями, каждый из которых должен высохнуть. И эта краска сохнет дольше, чем акварель или темпера.
Но мы вынуждены следовать данной, выработанной столетиями, системе, дабы обеспечить картине долговечность, которой славятся масляные полотна. В противном случае красочный слой может быстро потемнеть, потускнеть, покрыться трещинами. У такой медленной работы есть свои плюсы - художник может вносить исправления, удалять мастихином (специальная лопаточка, которой как снимается красочный слой, так и наносится для создания рельефной картины) неточности, экспериментировать.
Картина написанная акрилом
Акриловая краска, в отличие от масляной, не имеет многовековой истории. Она является разновидностью древней темперы, но её связующим является не яичный желток, но синтетические вещества. Акрил появился на рынке приблизительно 50 лет назад, постепенно становясь популярнее. Связано это главным образом с рядом преимуществ перед традиционными материалами: акрил быстро сохнет, при этом весьма светоустойчив, обладает ярким колоритом, его гибкий красочный слой менее расположен к образованию трещин-кракелюр. Однако, матовая поверхность красочного слоя акрила не обладает благородством и насыщенным блеском масляной живописи. Акрил имеет меньше возможностей в моделировке формы, поэтому мы советуем его для создания произведений более декоративного характера, например, в стиле ар нуво.
Работа над картиной масляными и акриловыми красками совершается по особой системе, поэтапное следование которой чрезвычайно важно для достижения должного результата.
Прежде всего, художник тщательно продумывает композицию будущей картины. Создаётся ряд эскизов и этюдов, где живописец ищет будущее ритмическое и колористическое решение. В дальнейшем мастер постоянно сверяется с этими эскизными «шпаргалками».
Затем начинается работа над картоном. Он равен размеру будущего холста и на нём художник создаёт непосредственный линейный рисунок произведения, работает с формой и контуром.
Подготовка холста начинается с натяжения на специально подготовленный подрамник. Имеющиеся в продаже стандартные образцы часто не удовлетворяют нас, особенно если задуманное произведение имеет нестандартные размеры или же необычную форму. Овальный подрамник делается по заказу, за 3-4 недели.
Далее следует грунтовка холста. Ныне в художественных магазинах представлены уже готовые к живописи холсты, однако ни один фабричный образец не может сравниться с тщательной ручной обработкой самого живописца. После просушки грунта художник тщательно переводит скомпонованную на картоне картину на холст (оборотная сторона картона натирается углём, соусом или сангиной). Переведённый контур закрепляется, затем, чтобы белизна грунта не отвлекала и не создавала резких контрастов, она может быть приглушена первичным жидким красочным слоем (так называемая имприматура, которая вошла в практику итальянских художников в XVI веке).
Итак, после долгой и тщательной подготовки начинается, наконец, главное таинство – работа красками. Живописец-классик вылепливает форму, создавая сначала обобщённый жидкий подмалёвок –монохромный, сиеной или умброй, как итальянские мастера Возрождения, цветной, каким пользовались К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, или гризайльный, с применением неаполитанских белил и умбры натуральной, которому отдавал предпочтение А.А. Иванов. Потом постепенно увеличивается густота красочного слоя, достигающего максимальной плотности и экспрессивности в бликах, светах, пробелах, а в конце происходит работа с тончайшими штриховыми лессировками. Только над моделировкой формы одной кисти руки художник может работать два-три дня. Такой тщательный подход к живописи был введён ещё в эпоху Ренессанса, великим Леонардо да Винчи.
Завершается написание масляной или акриловой картины покрытием поверхности специальным лаком.
Особая область современной живописи – создание ощущения «подлинности» и «старины». Для этого картина искусственно старится.
Имитация трещинок-кракелюр создается с помощью специального лака, состоящего из двух компонентов. Сначала наносится масляный лак и вскоре, пока он ещё не успел высохнуть, поверхность покрывается лаком на водной основе. От этого полученная плёнка трескается, образуя живописные трещины. Чтобы они были хорошо видны, в них ладонью втирают краску – светлую в затенённых местах картины и тёмную в светлых. Затем поверхность картины очищается мягкой тканью от красочных излишков. Несмотря на кажущуюся простоту, эта техника доступна лишь очень опытному мастеру.
Заключительная фаза – оформление произведения. Рама не должна своей роскошью затмевать саму картину, но обязана подчеркнуть её достоинства и соответствовать стилистике живописи.
Все знания, с некоторыми основными нюансами которых мы с Вами поделились, накоплены нашим многолетним опытом работы, копированием в музеях Москвы и Санкт-Петербурга оригиналов старых мастеров, знакомством с произведениями лучших музеев мира, изучением признанных искусствоведческих исследований и рентгенограмм в архивах.