Журнал «Иконописец» № 42, 2014 г.

Белые воины

Иконописец создал серию портретов героев Белого движения

 

В текущем 2014 году мы отмечаем столетний юбилей Первой мировой войны. Войны, начинавшейся как «Священная война» в защиту православных братьев – и в завершении своем перешедшей в Гражданскую.

О событиях начала ХХ века мы говорим с иконописцем и художником Дмитрием Трофимовым – автором серии портретов генералов Белого движения.

– Почему Вы обратились к теме героев Белого движения?

                                                                                                     Генерал-лейтенант
                                                                                       Михаил Константинович Дитерихс
img_78 min

– Можно говорить о Гражданской войне с точки зрения экономики, политики – но прежде всего это был слом культуры, разрушение традиционной для России системы ценностей. Ценности, главенствовавшие до 1917 года, были отвергнуты. Хотя революция делалась руками и под знаменем пролетариата, идеологами ее были люди образованные, которые разрушали существующий миропорядок, руководствуясь собственным мировоззрением. Известны строки Маяковского: «Время пулями по стенкам музеев тенькать, А почему не расстрелян Пушкин и другие генералы классики?» В этих словах вся сущность того, что произошло.

 

– При этом политическая элита, интеллигенция, которая «бурлила» до революции и виновна в том, что этот котел взорвался, в основном эмигрировала...

– А бороться за Россию стали воины, получившие в истории имя белых, исполнявшие свой долг. Они остались в том же окопе, в котором воевали на Первой мировой, которая затем перешла в Гражданскую войну. Их оказалось немного: из пятисоттысячного офицерского корпуса – лишь небольшая горсть.

 

– Портреты этих людей Вы и написали?

– Да. Когда знакомишься с биографиями вождей Белого движения, удивляешься, что они были людьми, далекими от политики, – и именно на их плечи легло отстаивание достоинства Имперской России. Мы сами в некоторой мере были свидетелями повторения этих событий, когда рухнуло государство...

 

– Печальная параллель...

– Мы приходим в эпоху почти поголовного дилетантизма во всех сферах жизни: начиная от управления – и заканчивая простыми рабочими специальностями, когда даже при наличии средств зачастую невозможно найти, например, хороших каменщиков для возведения храма. Уничтожено специальное образование – и простых вещей никто не может делать. Двадцатые годы были эпохой такого же дилетантизма, когда люди знающие, профессионалы были отодвинуты в силу идеологических причин, а их места заняли комиссары. Знаю об этом по опыту нашей семьи. Мой дед и его братья окончили Московский университет, но никто из них не работал по профессии, так как социальное происхождение не позволяло им работать в управленческой сфере при новой власти.

 

– Когда вы впервые прикоснулись к теме Белой армии и ее героев?
     Генерал от инфантерии
    Александр Павлович Кутепов

Slide-02 min

– В 70­е годы в СССР из Франции стали проникать журналы, издававшиеся там русскими людьми, – их привозили за подкладкой чемоданов. В нашем доме они хранились в шкафу за рядом книг. Помню журнал «Часовой», издававшийся Российским общевоинским союзом. Папа зачитывал мне, десятилетнему, статьи. Меня поразила история генерала Александра Павловича Кутепова, возглавлявшего РОВС. Боевая чекистская организация выкрала его в Париже и пыталась доставить в Москву. Видимо, генерал оказал серьезное сопротивление и был убит, а тело, по некоторым сведениям, уничтожили – сожгли или растворили в соляной кислоте, – его так и не нашли. Кутепов был активным бойцом антисоветского фронта: в тридцатые годы он организовывал диверсии против советской власти. Самая известная из них – когда внедренному среди сотрудников агенту почти удалось взорвать здание КГБ на Лубянке: там уже заложили взрывчатку, подожгли шнур, но огонек заметил ночной уборщик. Конечно, свергнуть советскую власть было уже невозможно, но бездействовать Кутепов не мог. Я написал его портрет на огненном, багряно­красном фоне, который в сочетании с черным кителем, как мне кажется, подчеркивает образ этого неудержимого воина.

 

– Следующий глава РОВС, генерал Миллер, также был похищен чекистами...

– И его похищение удалось. Евгения Карловича Миллера привезли в Москву в трюме советского торгового судна, полтора года держали на Лубянке и расстреляли в 1941 году. Об этом стало известно совсем недавно, когда открыли архивы и папка с делом генерала Миллера оказалась спрятанной в папке с делом другого политического заключенного. Остались даже его письма – к жене (узник думал, что их передадут), к митрополиту Сергию (Страгородскому) – Миллер понимал, что его расстреляют, и просил прислать священника. Но, конечно же, чекисты не дали письмам дойти до адресатов.

 

– Как создавались портреты и где они экспонируются?

– Я писал по фотографиям, которых сохранилось очень мало. Было важно правильно выбрать ракурсы, придумать движение, постановку рук, так как на фотографиях зачастую запечатлено только лицо, чтобы оживить этих людей. Портреты входят в проект «Белые воины», автором которого является Александр Николаевич Алекаев. Этот проект развивается уже довольно давно. Смысл работы – увековечивание памяти воинов, которые встали на защиту России в начале ХХ века; все они прошли через японскую и Первую мировую войны и остались в окопах Гражданской. В рамках проекта устанавливаются памятники, издаются книги. Выставка портретов и презентация календаря «Герои Великой войны» была торжественно открыта в знаковый для России день – 9 декабря в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, в праздник великомученика Георгия Победоносца, посвященный построению храма в его честь в Великом Новгороде. До революции в этот день чествовали кавалеров ордена Георгия Победоносца, который давали только за военные заслуги. Все эти люди, о которых мы говорим, были георгиевскими кавалерами за заслуги на Первой мировой. Я надеюсь, что эта традиция празднования 9 декабря дня русского воинства будет развиваться, и мы уйдем от красного 23 февраля.

 

– Вы полагаете, это возможно? И – поставлю вопрос шире – можно ли с помощью общественных мероприятий: выставок, публикаций, установки памятников – изменить нечто в жизни нашей страны?

– Мы, православные, должны постепенно стать самой активной, самой энергичной субкультурой. В правление Константина Великого христиан было всего десять процентов, но они стали реальной силой в обществе. От духовного настроя людей зависит очень многое. Если мы почитаем периодику XIX века, мы удивимся, насколько в обществе было принято ругать власть, пренебрежительно относиться к своей стране...

 

– За это и поплатились…

– Мы должны выстроить культурные крепости. Та область, в которой мы работаем и вы нам помогаете – создание культурных ценностей, будь то иконопись или издательская деятельность, – один из главных рубежей обороны. Кажется, что культурные ценности – это ничто, это всего лишь слова. А на самом деле это определяет, как человек будет действовать. Почему миллионы людей не встали на защиту Государя? – Как раз по причине размытия и замены ценностей.


– Почему первое место в календаре занял портрет генерала Каппеля?


         Генерал-лейтенант              
Владимир Оскарович Каппель

unnamed


– Образ Владимира Оскаровича Каппеля – один из самых удивительных. Я надеюсь, что в своем творчестве еще буду обращаться к его личности. О жизни человека много говорит его смерть. И эти последние часы жизни – когда он, с ампутированной частью ноги, только что очнувшись после операции, приказывает привязать себя к лошади и идет во главе армии, чтобы воодушевить идущих за ним через льды и снега людей, – это образ Ледяных походов 1918­го и 1919–1920 годов, яркий образ Гражданской войны, когда горстка людей прорывалась через ледяное безразличие населения страны, людей, которые перестали быть гражданами и остались некой человеческой массой... Это было отступление в никуда. Но надо было спасать людей. Портрет В.О. Каппеля – образ человека, который до конца сохранил свое достоинство и противостоял хаосу. Это важный образ для нас сегодня – прорыв сквозь лед безразличия.

 

– Календарь называется «Герои Великой войны», а мы в основном говорим о Гражданской. Возвратимся к Первой мировой.

– Первая мировая война – это действительно первая война, носившая тотальный характер, задействовавшая все человеческие ресурсы многих стран. Война страшная по числу жертв, тяжести увечий, напряжению сил всех стран­участниц. Русский офицерский корпус воевал очень достойно. Россия почти всю войну вела на чужой территории. Для России это фактически была священная война: мы вступили в нее, защищая братьев по вере, она не несла для нас никакого политического или экономического интереса.

 

– Но мы могли получить Константинополь?

– Для русских людей это вековая мечта, священное место – но практически до конца 1916 года Англия и Франция не подтвердили договоренности, что в случае успеха Россия его получит. Более того – исторические прецеденты показывают, что союзники ни за что не позволили бы нам получить Царьград. В 1879 году генерал Скобелев уже стоял в пригороде Константинополя, но англичане не позволили войти в город, пригрозив в противном случае пустить в ход свою боевую эскадру, у России же тогда не было флота, разбитого за 25 лет до этого в Крымской войне.

 

– Пожалуй, самый талантливый из всех крупных военачальников Первой мировой – генерал Николай Николаевич Юденич?

– Да, он воевал на Южном, Турецком фронтах, и его армия на протяжении всей войны победоносно продвигалась вперед. Фактически была освобождена вся территория исторической Армении, город Трапезунд – ныне Трабзон; кстати, там был начальником батареи один из моих дядьев. Юденич был человеком гениальной стратегической мысли. Когда в 1919 году перед ним была поставлена задача захватить Петроград – только полное отсутствие каких­либо ресурсов помешало ему осуществить задуманное. Укомплектование армии Юденича началось в мае, а в июле уже были начаты активные военные действия – при том, что одновременно приходилось помогать Деникину, который шел с юга на Москву. Юденич прошел от Финляндии почти до самого Петрограда – осталось всего двадцать километров.

 

 – Была ли подготовлена база для свержения красных в самом Петрограде?

      Генерал-лейтенант
   Антон Иванович Деникин

Slide-01min– В Питере были люди, которые в назначенный час должны были устроить переворот, – но это не состоялось. Бывший царский генерал Маннергейм, командовавший войсками Финляндии, на помощь которого рассчитывали белые, взял нейтралитет. Большевики бросили против Юденича десятую армию и оттеснили его к эстонской границе. Эстонцы же, боясь испортить отношения с советской Россией, заблокировали остатки армии Юденича на нейтральной полосе, оставив людей вымирать в лесах – без продовольствия, тепла, медикаментов...

 

– Еще одна значимая личность – Антон Иванович Деникин…

– Этот талантливый стратег всегда служил под началом генерала Корнилова в так называемой «Железной дивизии». Такое наименование дивизия получила за стойкость и мужество своих воинов. Деникин возглавил вооруженные силы Юга России в 1919 году.

 

– А почему среди написанных Вами портретов нет генерала Корнилова?

                                                                                                         Генерал от кавалерии
                                                                                                    Федор Артурович Келлер
Келлер

– Он принимал активное участие в заговоре против Государя. А вот не так широко известный генерал Федор Артурович Келлер – единственный из корпусных командиров в 1917 году отправил Государю теле­грамму, прося его не отрекаться от Престола, предлагая выдвинуться со своим корпусом и подавить смуту. Графа Келлера убили штыками в конце 1918 года.

 

– На его портрете мы видим стяг с ликом Спасителя…

– Это знамя Третьего кавалерийского корпуса. Граф Келлер везде возил этот стяг с собой, сохранилось много фотографий. Идея портрета была в том, чтобы изобразить его как последнего рыцаря империи на фоне лика Нерукотворного Спаса.

 

Беседовала Алина Сергейчук.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Иконописец» № 42, 2014 г.