Журнал «Иконописец» № 42, 2014 г.
Белые воины
Иконописец создал серию портретов героев Белого движения
В текущем 2014 году мы отмечаем столетний юбилей Первой мировой войны. Войны, начинавшейся как «Священная война» в защиту православных братьев – и в завершении своем перешедшей в Гражданскую.
О событиях начала ХХ века мы говорим с иконописцем и художником Дмитрием Трофимовым – автором серии портретов генералов Белого движения.
– Почему Вы обратились к теме героев Белого движения?
Генерал-лейтенант
Михаил Константинович Дитерихс
– Можно говорить о Гражданской войне с точки зрения экономики, политики – но прежде всего это был слом культуры, разрушение традиционной для России системы ценностей. Ценности, главенствовавшие до 1917 года, были отвергнуты. Хотя революция делалась руками и под знаменем пролетариата, идеологами ее были люди образованные, которые разрушали существующий миропорядок, руководствуясь собственным мировоззрением. Известны строки Маяковского: «Время пулями по стенкам музеев тенькать, А почему не расстрелян Пушкин и другие генералы классики?» В этих словах вся сущность того, что произошло.
– При этом политическая элита, интеллигенция, которая «бурлила» до революции и виновна в том, что этот котел взорвался, в основном эмигрировала...
– А бороться за Россию стали воины, получившие в истории имя белых, исполнявшие свой долг. Они остались в том же окопе, в котором воевали на Первой мировой, которая затем перешла в Гражданскую войну. Их оказалось немного: из пятисоттысячного офицерского корпуса – лишь небольшая горсть.
– Портреты этих людей Вы и написали?
– Да. Когда знакомишься с биографиями вождей Белого движения, удивляешься, что они были людьми, далекими от политики, – и именно на их плечи легло отстаивание достоинства Имперской России. Мы сами в некоторой мере были свидетелями повторения этих событий, когда рухнуло государство...
– Печальная параллель...
– Мы приходим в эпоху почти поголовного дилетантизма во всех сферах жизни: начиная от управления – и заканчивая простыми рабочими специальностями, когда даже при наличии средств зачастую невозможно найти, например, хороших каменщиков для возведения храма. Уничтожено специальное образование – и простых вещей никто не может делать. Двадцатые годы были эпохой такого же дилетантизма, когда люди знающие, профессионалы были отодвинуты в силу идеологических причин, а их места заняли комиссары. Знаю об этом по опыту нашей семьи. Мой дед и его братья окончили Московский университет, но никто из них не работал по профессии, так как социальное происхождение не позволяло им работать в управленческой сфере при новой власти.
– Когда вы впервые прикоснулись к теме Белой армии и ее героев?
Генерал от инфантерии
Александр Павлович Кутепов
– В 70е годы в СССР из Франции стали проникать журналы, издававшиеся там русскими людьми, – их привозили за подкладкой чемоданов. В нашем доме они хранились в шкафу за рядом книг. Помню журнал «Часовой», издававшийся Российским общевоинским союзом. Папа зачитывал мне, десятилетнему, статьи. Меня поразила история генерала Александра Павловича Кутепова, возглавлявшего РОВС. Боевая чекистская организация выкрала его в Париже и пыталась доставить в Москву. Видимо, генерал оказал серьезное сопротивление и был убит, а тело, по некоторым сведениям, уничтожили – сожгли или растворили в соляной кислоте, – его так и не нашли. Кутепов был активным бойцом антисоветского фронта: в тридцатые годы он организовывал диверсии против советской власти. Самая известная из них – когда внедренному среди сотрудников агенту почти удалось взорвать здание КГБ на Лубянке: там уже заложили взрывчатку, подожгли шнур, но огонек заметил ночной уборщик. Конечно, свергнуть советскую власть было уже невозможно, но бездействовать Кутепов не мог. Я написал его портрет на огненном, багрянокрасном фоне, который в сочетании с черным кителем, как мне кажется, подчеркивает образ этого неудержимого воина.
– Следующий глава РОВС, генерал Миллер, также был похищен чекистами...
– И его похищение удалось. Евгения Карловича Миллера привезли в Москву в трюме советского торгового судна, полтора года держали на Лубянке и расстреляли в 1941 году. Об этом стало известно совсем недавно, когда открыли архивы и папка с делом генерала Миллера оказалась спрятанной в папке с делом другого политического заключенного. Остались даже его письма – к жене (узник думал, что их передадут), к митрополиту Сергию (Страгородскому) – Миллер понимал, что его расстреляют, и просил прислать священника. Но, конечно же, чекисты не дали письмам дойти до адресатов.
– Как создавались портреты и где они экспонируются?
– Я писал по фотографиям, которых сохранилось очень мало. Было важно правильно выбрать ракурсы, придумать движение, постановку рук, так как на фотографиях зачастую запечатлено только лицо, чтобы оживить этих людей. Портреты входят в проект «Белые воины», автором которого является Александр Николаевич Алекаев. Этот проект развивается уже довольно давно. Смысл работы – увековечивание памяти воинов, которые встали на защиту России в начале ХХ века; все они прошли через японскую и Первую мировую войны и остались в окопах Гражданской. В рамках проекта устанавливаются памятники, издаются книги. Выставка портретов и презентация календаря «Герои Великой войны» была торжественно открыта в знаковый для России день – 9 декабря в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, в праздник великомученика Георгия Победоносца, посвященный построению храма в его честь в Великом Новгороде. До революции в этот день чествовали кавалеров ордена Георгия Победоносца, который давали только за военные заслуги. Все эти люди, о которых мы говорим, были георгиевскими кавалерами за заслуги на Первой мировой. Я надеюсь, что эта традиция празднования 9 декабря дня русского воинства будет развиваться, и мы уйдем от красного 23 февраля.
– Вы полагаете, это возможно? И – поставлю вопрос шире – можно ли с помощью общественных мероприятий: выставок, публикаций, установки памятников – изменить нечто в жизни нашей страны?
– Мы, православные, должны постепенно стать самой активной, самой энергичной субкультурой. В правление Константина Великого христиан было всего десять процентов, но они стали реальной силой в обществе. От духовного настроя людей зависит очень многое. Если мы почитаем периодику XIX века, мы удивимся, насколько в обществе было принято ругать власть, пренебрежительно относиться к своей стране...
– За это и поплатились…
– Мы должны выстроить культурные крепости. Та область, в которой мы работаем и вы нам помогаете – создание культурных ценностей, будь то иконопись или издательская деятельность, – один из главных рубежей обороны. Кажется, что культурные ценности – это ничто, это всего лишь слова. А на самом деле это определяет, как человек будет действовать. Почему миллионы людей не встали на защиту Государя? – Как раз по причине размытия и замены ценностей.
– Почему первое место в календаре занял портрет генерала Каппеля?
Генерал-лейтенант
Владимир Оскарович Каппель
– Образ Владимира Оскаровича Каппеля – один из самых удивительных. Я надеюсь, что в своем творчестве еще буду обращаться к его личности. О жизни человека много говорит его смерть. И эти последние часы жизни – когда он, с ампутированной частью ноги, только что очнувшись после операции, приказывает привязать себя к лошади и идет во главе армии, чтобы воодушевить идущих за ним через льды и снега людей, – это образ Ледяных походов 1918го и 1919–1920 годов, яркий образ Гражданской войны, когда горстка людей прорывалась через ледяное безразличие населения страны, людей, которые перестали быть гражданами и остались некой человеческой массой... Это было отступление в никуда. Но надо было спасать людей. Портрет В.О. Каппеля – образ человека, который до конца сохранил свое достоинство и противостоял хаосу. Это важный образ для нас сегодня – прорыв сквозь лед безразличия.
– Календарь называется «Герои Великой войны», а мы в основном говорим о Гражданской. Возвратимся к Первой мировой.
– Первая мировая война – это действительно первая война, носившая тотальный характер, задействовавшая все человеческие ресурсы многих стран. Война страшная по числу жертв, тяжести увечий, напряжению сил всех странучастниц. Русский офицерский корпус воевал очень достойно. Россия почти всю войну вела на чужой территории. Для России это фактически была священная война: мы вступили в нее, защищая братьев по вере, она не несла для нас никакого политического или экономического интереса.
– Но мы могли получить Константинополь?
– Для русских людей это вековая мечта, священное место – но практически до конца 1916 года Англия и Франция не подтвердили договоренности, что в случае успеха Россия его получит. Более того – исторические прецеденты показывают, что союзники ни за что не позволили бы нам получить Царьград. В 1879 году генерал Скобелев уже стоял в пригороде Константинополя, но англичане не позволили войти в город, пригрозив в противном случае пустить в ход свою боевую эскадру, у России же тогда не было флота, разбитого за 25 лет до этого в Крымской войне.
– Пожалуй, самый талантливый из всех крупных военачальников Первой мировой – генерал Николай Николаевич Юденич?
– Да, он воевал на Южном, Турецком фронтах, и его армия на протяжении всей войны победоносно продвигалась вперед. Фактически была освобождена вся территория исторической Армении, город Трапезунд – ныне Трабзон; кстати, там был начальником батареи один из моих дядьев. Юденич был человеком гениальной стратегической мысли. Когда в 1919 году перед ним была поставлена задача захватить Петроград – только полное отсутствие какихлибо ресурсов помешало ему осуществить задуманное. Укомплектование армии Юденича началось в мае, а в июле уже были начаты активные военные действия – при том, что одновременно приходилось помогать Деникину, который шел с юга на Москву. Юденич прошел от Финляндии почти до самого Петрограда – осталось всего двадцать километров.
– Была ли подготовлена база для свержения красных в самом Петрограде?
Генерал-лейтенант
Антон Иванович Деникин
– В Питере были люди, которые в назначенный час должны были устроить переворот, – но это не состоялось. Бывший царский генерал Маннергейм, командовавший войсками Финляндии, на помощь которого рассчитывали белые, взял нейтралитет. Большевики бросили против Юденича десятую армию и оттеснили его к эстонской границе. Эстонцы же, боясь испортить отношения с советской Россией, заблокировали остатки армии Юденича на нейтральной полосе, оставив людей вымирать в лесах – без продовольствия, тепла, медикаментов...
– Еще одна значимая личность – Антон Иванович Деникин…
– Этот талантливый стратег всегда служил под началом генерала Корнилова в так называемой «Железной дивизии». Такое наименование дивизия получила за стойкость и мужество своих воинов. Деникин возглавил вооруженные силы Юга России в 1919 году.
– А почему среди написанных Вами портретов нет генерала Корнилова?
Генерал от кавалерии
Федор Артурович Келлер
– Он принимал активное участие в заговоре против Государя. А вот не так широко известный генерал Федор Артурович Келлер – единственный из корпусных командиров в 1917 году отправил Государю телеграмму, прося его не отрекаться от Престола, предлагая выдвинуться со своим корпусом и подавить смуту. Графа Келлера убили штыками в конце 1918 года.
– На его портрете мы видим стяг с ликом Спасителя…
– Это знамя Третьего кавалерийского корпуса. Граф Келлер везде возил этот стяг с собой, сохранилось много фотографий. Идея портрета была в том, чтобы изобразить его как последнего рыцаря империи на фоне лика Нерукотворного Спаса.
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Иконописец» № 42, 2014 г.